ОРКСЭ/ОДНКНР

В МБОУ ООШ № 16 им. М.В. Авдеева с. Молдавановка состоялось родительское собрание (15 мая 2024 года), одним из вопросов повестки дня являлся "Выбор модуля курса ОРКСЭ в 4 классе".

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.
В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

 

Этапы реализации курса

С 2009 года были реализованы мероприятия по тематике ОРКСЭ (С 2009 года реализация курса ОРКСЭ осуществлялась в три этапа):

1 этап – 2009-2011 гг. Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 21 субъекте Российской Федерации.

2 этап – 2011-2014 гг. Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий посредством федерального Интернет-портала http://orkce.org, осуществляющего организационно-методическое и информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ. Внедрение комплексного учебного курса ОРКСЭ сопровождалось также его нормативно-правовым обеспечением и поддержкой.

3 этап – 2014-2015 гг. Сопровождение реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации с учетом разработанной ранее системы поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно коммуникационных технологий. 

Третий этап реализации курса ОРКСЭ предполагает осуществление координационной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и иными субъектами системы образования в части:

  • осуществления осознанного выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей курса ОРКСЭ;
  • осуществления эффективного обеспечения изучения курса ОРКСЭ (организационного, материально-технического и кадрового);
  • проведения мероприятий по изучению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации. 

Проведение координационных работ на третьем этапе сопровождения комплексного учебного курса ОРКСЭ должно способствовать его преподаванию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального основного общего образования (далее – ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


 ФГОС

Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ. 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р устанавливается норма об обязательном изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю в течение всего учебного года) во всех общеобразовательных организациях всех субъектов РФ., что было закреплено инструктивно-нормативным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». 

Согласно приказу Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменено на «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная область и преподаваемый в этой области предмет в 4 классе теперь называются одинаково.

Образовательные организации самостоятельно формируют собственные основные образовательные программы школ (составной частью которых является учебный план) на основании ФГОС НОО, руководствуясь нормами Федерального закона, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России, с учетом примерной основной образовательной программы (в том числе и в части предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»). Хочу такой сайт


Мониторинг

Для обеспечения преподавания и освоения комплексного учебного курса ОРКСЭ в соответствии с нормами федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями ФГОС НОО ежегодно на федеральном и региональном уровнях проводится мониторинг эффективности реализуемого во всех субъектах РФ курса ОРКСЭ.

Мониторинг позволяет: 

  • ­обобщать и сопоставлять накопленный педагогический опыт преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ;
  • ­ выявлять качественные эффекты реализуемого  курса;
  • ­ определять потребности субъектов РФ в сопровождении курса.

В рамках проведения федерального мониторинга курса ОРКСЭ проводится автоматизированная в информационно-аналитической системе (ИАС) федерального Internet-портала http://orkce.org обработка результатов мониторинга. В итоге в системе ИАС формируется база данных по оценке реализации комплексного курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации.


Выбор модуля 

С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе  «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)

Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями  (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в каждом субъекте РФ проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля. 

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» реализация предметной области (комплексного курса) ОРКСЭ должна осуществляется также с привлечением религиозных организаций, участвующих в реализации ОРКСЭ, к учебно-методическому обеспечению соответствующих модулей ОРКСЭ.


Положительные эффекты

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам. 

Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.

Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.


Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ 

  • ­Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования. 
  • ­Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312» (утратил силу в связи с переходом на ФГОС 2009 года).
  • ­Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». 
  • ­ Приказ Министерства образования и науки от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».
  • ­Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253, Москва. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (2014/2015 учебный год).
  • ­Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 21 апреля 2014 года №08-516  «О реализации курса ОРКСЭ» 

­

С более полным перечнем нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию курса ОРКСЭ, можно ознакомиться на сайте http://orkce.apkpro.ru/

 

Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об

 https://vk.com/public211192687

 обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».