Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Михаила
Васильевича Авдеева с. Молдавановка муниципального образования Туапсинский район
УТВЕРЖДАЮ
И.о.Директора МБОУ ООШ № 16
им. М.В. Авдеева с. Молдавановка
______________О.Н. Верест
30.04.2025
Программа воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием
МБОУ ООШ № 16 им. М.В. Авдеева с. Молдавановка
I. Общие положения
1. Программа воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием МБОУ ООШ № 16 им.
М.В. Авдеева с. Молдавановка (далее — Программа) направлена на обеспечение единства
воспитательного пространства, ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной
деятельности в МБОУ ООШ № 16 им. М.В. Авдеева с. Молдавановка (далее — организация,
школа).
2. Программа разработана в соответствии с приказом Минпросвещения России от 17.03.2025
№ 209 «Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций
отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы».
3. Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
4. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей участников,
направлена на формирование у них патриотизма, социальной ответственности и уважения
к многообразию культур народов России, а также развитие личностных качеств,
способствующих успешной социализации, формированию экологического сознания
и эстетического вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества
и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний,
поддержанию физического и психологического здоровья.
5. Методологической основой разработки и реализации Программы воспитательной работы
являются два основных подхода: системно-деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный подход подразумевает организацию воспитательной деятельности,
в которой главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной
деятельности ребенка и специальным образом организованной совместной деятельности детей,
вожатых и педагогических работников в условиях временного детского коллектива или
временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и методов, которые
способствуют развитию у детей и молодежи нравственных качеств, ценностного восприятия
мира, пониманию места ценностей в окружающей действительности, формированию
стремления к непрерывному саморазвитию.
6. Принципы реализации Программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип
системности,
непрерывности
и преемственности
воспитательной
деятельности;
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
и их групп;
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
II. Целевой раздел Программы
7. Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение единых подходов
к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере организации отдыха и оздоровления детей
в преемственности с единой системой воспитания и государственной политики в области
образования подрастающего поколения в Российской Федерации.
8. Задачами Программы являются:
реализация единых подходов к воспитательной работе педагогических коллективов
организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных организаций,
осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие программы в сфере
детского отдыха;
применение единых принципов, методов и форм организации воспитательной
деятельности, их применении к процессу воспитания, формирования и развития
субъектности детей в условиях временных детских коллективов и групп;
применение единых подходов к развитию инструментов мониторинга и оценки
качества воспитательного процесса при реализации Программы в школе.
9. При реализации цели Программы учитываются возрастные группы детей:
7 — 10 лет — дети младшего школьного возраста;
11 — 14 лет — дети среднего школьного возраста;
15 — 17 лет — дети старшего школьного возраста.
10. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным особенностям
детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
10.1. В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения участниками социально значимых знаний —
базовых норм поведения и культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом
возрасте направлено на формирование у детей представлений о гражданских, нравственных
и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
10.2. В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом является
создание условий для развития социально значимых и ценностных отношений. Воспитательная
работа в этом возрасте направлена на формирование самостоятельности в принятии решений,
осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и культурным
ценностям, развивает способность к социальной активности и навыки взаимодействия
с окружающими.
10.3. Воспитание детей старшего школьного возраста ориентировано на создание условий для
приобретения опыта в осуществлении социально значимых действий и инициатив. Целевым
приоритетом является развитие гражданской зрелости, осознанного выбора жизненных
и профессиональных направлений, формирование ответственности за свои поступки
и готовности к активному участию в общественной жизни, а также уважение к правам
и обязанностям гражданина.
11. Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания воспитательной
работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют ключевые сквозные векторы
содержания инвариантных и вариативных модулей.
III. Содержательный раздел
12. В основу каждого направления воспитательной работы в лагере заложены базовые
ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации
в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы включают в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к многонациональному
народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, знание и уважение прав, свобод
и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения
к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся
результатов в труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни
и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы,
создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной
и безопасной организации оздоровительного процесса, эффективной физкультурнооздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды,
освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других
людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов
и общественных потребностей.
13. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие категории, как мировая
культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад
российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными
ценностями человечества.
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы «Жизнь
замечательных людей», на которых детям демонстрируются образцы нравственного
поведения через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных
стран и эпох, с героями — защитниками Отечества;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским
культурным наследием литературы, музыки, изобразительного творчества,
архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации;
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира,
позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию культур и народов,
развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества;
события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление
к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию,
создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать
формы детского интеллектуального досуга: проведение интеллектуальных
и познавательных игр; организация конструкторской, исследовательской и проектной
деятельности; просмотр научно-популярных фильмов; встречи с людьми,
добившимися успехов в различных сферах деятельности, дискуссионные клубы,
дебаты, диспуты;
мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка и языков
народов России, родного края, населенного пункта как культурного пространства,
фольклорные праздники в контексте мировой культуры и нематериального наследия;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания;
проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности,
справедливости и милосердия.
14. В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять комплексов
мероприятий:
14.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей,
общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, историческим единством
народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь
и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Предполагаемые формы мероприятий:
торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской
Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников
Российской Федерации, а также ежедневные церемонии подъема (спуска)
Государственного флага Российской Федерации;
тематические дни;
использование
в работе материалов о цивилизационном наследии России,
включающих знания о родной природе, достижения культуры и искусства,
изобретения и реализованные масштабные проекты.
14.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и безопасностью, защитой
российского общества, народа России, памяти защитников Отечества и подвигов героев
Отечества, сохранением исторической правды.
Предполагаемые форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих важность
сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших
мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях
нацистов, которые не имеют срока давности;
проведение встреч с героями России, организация клубов юных историков,
деятельность которых направлена на просвещение, сохранение и защиту
исторической правды;
вовлечение детей старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности»,
который нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен
на формирование
их приверженности
традиционным
российским
духовнонравственным ценностям — любви к Родине, добру, милосердию, состраданию,
взаимопомощи, чувству долга;
посещение
мемориальных
комплексов
и памятных
мест,
посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников
в годы Великой Отечественной войны.
14.3. Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу
и исторически сложившемуся государственному единству и приверженности Российскому
государству и раскрывает многообразие национальностей России, российского общества:
национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во взаимодействии
с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи (далее —
Движение Первых).
С целью формирования у детей и подростков гражданского самосознания могут проводиться
информационные часы и акции.
14.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком — государственным языком
Российской Федерации.
Предполагаемые формы мероприятий:
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской литературе
и русской культуре;
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей
и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы,
литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым
традициям России;
проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и пунктуацией,
направленные на развитие языковой грамотности через увлекательные форматы,
а также конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям
и подросткам раскрыть творческий потенциал, в том числе сочинений, стихов или
эссе
на темы,
связанные
с языковыми
ценностями,
вдохновляющие
на самовыражение, показывают красоту русского слова, отрядные события
по мотивам русских народных сказок;
литературные конкурсы, конкурсы чтецов;
реконструкция русских народных праздников; проекты по собранию русских пословиц
и поговорок, крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других
нравственных ориентирах.
14.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего края,
России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями
и бережным отношением в использовании природных ресурсов.
Предполагаемые формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие
изучать природные объекты в естественной среде, обеспечивающие взаимосвязь
и взаимозависимость в целостной экосистеме;
беседы об особенностях родного края;
акции, демонстрирующие преимущества раздельного сбора твердых коммунальных
отходов, повторного использования, бережного отношения к ресурсам: воде,
электричеству, которые учат детей минимизировать или ликвидировать вред,
наносимый природе;
свод экологических правил в отряде и в целом в лагере;
ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение
приемам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления
ветра (при наличии метеорологической станции);
конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды,
учеными, эко-волонтерами.
15. Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс мероприятий,
направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка,
спортивные игры и соревнования;
беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса
детей к занятиям физкультурой и спортом;
создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в лагере,
профилактика травли в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое
сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию
эффективной
профилактической
среды
и обеспечение
безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения
на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами
безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами
поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении
людей;
проведение тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых
веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных
мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,
против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные
молодежные,
религиозные
объединения,
субкультуры,
информирующие
о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, гражданской
обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности;
организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному
воздействию, групповому давлению;
поддержка инициатив детей, вожатых и педагогических работников в сфере
укрепления безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений,
девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, —
познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь,
творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная,
благотворительная, искусство);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности
к многонациональному народу России, Отечеству;
игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения
к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных
и культурных традициях российского народа;
подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией
на создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности,
различных игр, акций и мероприятий.
16. Инвариантные общие содержательные модули включают:
16.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в лагере включает в себя организацию оптимального
двигательного режима с учетом возраста детей и состояния их здоровья.
Физическое воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по графику,
максимально на открытых площадках;
дополнительных
общеразвивающих
программ
физкультурно-спортивной
направленности, обеспечивающих систематические занятия спортом в условиях
физкультурно-спортивных объединений;
различных видов гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная,
танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);
динамических пауз в организации образовательной деятельности и режимных
моментов;
спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады, спортивные
соревнования, праздники, викторины, конкурсы;
организации работы по знакомству с правилами здорового питания с использованием
материалов официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с медицинским персоналом
с учетом возраста детей и показателей здоровья.
16.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию нравственной, ответственной,
самостоятельно мыслящей, творческой личности, соотносится с задачами государственной
политики в области интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода
моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной
российской самобытности, в деятельности лагеря.
Воспитательная работа предполагает просмотр отечественных кинофильмов, спектаклей,
концертов и литературно-музыкальных композиций; участие в виртуальных экскурсиях
и выставках; проведение «громких» чтений, чтений по ролям; постановки спектаклей;
реализацию иных форм мероприятий на основе и с привлечением произведений, созданных
отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» возможна
с использованием различных безвозмездных электронных ресурсов, созданных в сфере
культуры: «Культура.РФ», Национальная электронная библиотека, Национальная электронная
детская библиотека, Президентская библиотека и других.
16.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется при наличии в штате лагеря
педагога-психолога и включает в себя описание работы педагога-психолога, которая базируется
на соблюдении профессиональных принципов сообщества педагогов-психологов.
Комплексная работа педагога-психолога включает в себя вариативность направлений
психолого-педагогического сопровождения детей на протяжении всего периода их пребывания
в лагере:
сохранение и укрепление психического здоровья детей;
содействие в раскрытии творческого потенциала детей и их способностей, выявление
и психологическая поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными
потребностями;
психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей участников (ветеранов)
специальной военной операции;
формирование
коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
поддержка детских объединений.
Формы психолого-педагогического сопровождения: консультирование,
коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.
диагностика,
16.4. Модуль «Детское самоуправление».
16.4.1. На уровне лагеря самоуправление может складываться из деятельности временных
и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: дежурный отряд,
творческие и инициативные группы, советы дела. Постоянно действующие органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность
клубов, штабов.
16.4.2. На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе
и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в общих делах лагеря, при
взаимодействии с администрацией лагеря.
16.4.3. Структура самоуправления строится с учетом уклада лагеря, тематической и игровой
модели смены, с определением необходимости создания органов для координации всех сторон
жизни в отряде, лагере, выбора их названия (советы, штабы, клубы) и возложения поручений
на них.
16.4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, вовлечение их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности детей
строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении,
проведение награждений в присутствии значительного числа детей);
соответствия символов и процедур награждения укладу лагеря, качеству
воспитывающей среды, символике лагеря;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения в целях стимулирования
индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления межличностных
противоречий между детьми, получившими и не получившими награды;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения включает в себя набор педагогических средств, приемов, методов,
обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и коллективного роста
отряда. В программе необходимо предусмотреть, как отмечать индивидуальные заслуги
ребенка и коллективные достижения отрядов.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей
происходит на организационном уровне и предполагает привлечение ребенка к участию в делах
отряда и всего лагеря, включение в органы самоуправления, где ребенку предоставляется право
голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера; на социальном уровне
представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных
мероприятиях; объявление благодарности ребенку родителю (родителям) или законному
представителю (законным представителям) за личные достижения; публичные поощрения
отрядных и индивидуальных достижений, в том числе создание портфолио; размещение
фотографий на почетном стенде или в официальных социальных сетях лагеря; ступени роста
статуса ребенка; на эмоциональном уровне как создание ситуации успеха ребенка, которая
формирует позитивную мотивацию и самооценку.
16.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и доступная среда для
детей с особыми
образовательными потребностями и должно быть направлено
на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ),
инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства создаются особые условия:
организационное обеспечение (нормативно-правовая база);
материально-техническое обеспечение, включая архитектурную доступность;
кадровое обеспечение, в том числе комплексное психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода его
пребывания в лягере;
программно-методическое обеспечение (реализация адаптированных образовательных
программ, программ коррекционной работы).
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями
являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в лагере; формирование доброжелательного
отношения к детям и их семьям со стороны всех участников воспитательного процесса;
построение воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями
с использованием соответствующих возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
создание оптимальных
условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными
потребностями
и их сверстников
с использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального пользования
и педагогических приемов, организацией совместных форм работы вожатых,
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является равноправное включение
в общий воспитательный процесс всех участников смены (детей с ОВЗ, детей с особыми
образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников, воспитателей,
вожатых, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов).
16.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя профессиональное
просвещение, диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб и осуществляется через:
профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям
профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации,
представителями разных профессий, дающие детям начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии;
организация тематических дней и профориентационных смен, в работе которых
принимают участие эксперты из различных сфер производства, бизнеса, науки, и где
дети могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в себе соответствующие
навыки, расширить знания о рынке труда;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов: просмотр лекций,
решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах.
16.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением Первых с целью
формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли
в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном
вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрены следующие форматы:
программа профильной смены Движения Первых — программы для детей в возрасте
от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора профильных смен Движения
Первых и направленные на приобщение подрастающего поколения к российским
традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий для личностного
развития и гражданского становления детей, усвоение ими норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, вовлечение в деятельность
Движения Первых. Одним из вариантов профильных смен Движения Первых для
младших школьников является программа «Содружество Орлят России»;
тематический День Первых — эффективно построенная система воспитательных
событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие
участников через их включение в различные виды полезной и интересной
деятельности, с другой — формирование и расширение представлений о Движении
Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;
профильный отряд Движения Первых — постоянно действующий орган детского
самоуправления из числа активных участников Движения Первых. Его деятельность
строится на разработке и реализации детских инициатив, популяризирующих
полезную деятельность и возможности в Движении Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих мероприятий
и форм воспитательной работы:
классные встречи с успешными активистами Движения Первых — открытый диалог
«путь к успеху», мотивационная встреча «равный — равному» способствует
формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников
смены на примере успеха ровесника;
волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства детей
с принципами, направлениями волонтерства и его историей;
акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон —
вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
социальные акции — мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов
и малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств сопричастности
и социальной ответственности;
организация мероприятий для младших отрядов — старшие дети помогают
в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки
заботы о других и лидерские качества;
акции по защите животных — сбор корма для приютов, изготовление кормушек для
птиц и так далее, что развивает чувство ответственности и доброты;
обучение навыкам оказания первой помощи — тренинги по оказанию первой помощи
помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных
ситуациях;
благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих
объектов с целью укрепления патриотизма и чувства уважения к культурному
наследию;
медиа-волонтерство — ведение блога, создание фото- и видео продуктов
о волонтерских инициативах лагеря с целью развития навыков коммуникации медиатворчества;
проектировочный семинар о траектории социального развития в Движении Первых.
Программно-методический комплекс Движения Первых включает программы смен
по направлениям деятельности, программы для актива, программы лагерей дневного
пребывания и содержит инструктивное описание деятельности вожатых и участников смены
по каждому мероприятию (сценарии, инструкции, ход дел).
17. Вариативные содержательные модули.
17.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей и подростков организуются туристские походы, экологические тропы, тематические
экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы,
в музей, картинную галерею, технопарк.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения
в природной среде, самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию
своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма, продолжительность, оценка
результативности экскурсии и похода.
17.2. Модуль «Кружки и секции».
Дополнительное образование детей в лагере является одним из видов деятельности лагеря
и реализуется через программы профильных (специализированных, тематических) смен,
а также деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий,
дополняющих программы смен.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках шести
направленностей дополнительных общеразвивающих программ: социально-гуманитарная;
художественная; естественно-научная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурноспортивная.
18. При планировании и реализации содержания программы воспитательной работы
необходимо обеспечить интеграцию смысловой основы и единых воспитательных линий,
включая каждое пространство, в котором ребенок совместно с коллективом реализует
и развивает свои способности.
Уровни реализации содержания включают в себя:
18.1. Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и демонстрацию
ценностного отношения по каждому из смысловых блоков: «Мир», «Россия» (включая
региональный компонент), «Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая все
направления и всех специалистов, должна представлять собой совместное «проживание»
участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей, определяющих
воспитательный компонент.
18.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр коммуникативного
пространства для ребенка. События организуются исходя из возрастных особенностей
и предполагают
реализацию
содержания
по дружинам.
Одной
из эффективных
и универсальных форм работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях
у отряда»), которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга
с особенностями своего уклада.
18.3. Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в формате
объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного самими детьми
направления: секции, студии и кружки, органы самоуправления на общелагерном уровне.
Особенность работы заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
18.4. Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим пространством,
создающим уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей
и взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
планирование и проведение отрядной деятельности;
поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности
обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды для общения;
доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных
ситуаций;
организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать
им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них наставником, задающим образцы поведения; вовлечение
каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях:
сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих,
декораторов и других;
формирование и сплочение отряда (временного детского коллектива) через игры,
элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек знакомства,
визитные карточки отрядов;
предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня,
по самообслуживанию,
дисциплине
и поведению,
санитарно-гигиенических
требований;
принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать
в лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут
принадлежность к конкретному коллективу;
диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров,
референтных групп, непопулярных детей через наблюдение, игры, анкеты;
аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ
смены, результатов;
поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров,
выбранных по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы
отряда в общих делах лагеря, при взаимодействии с администрацией лагеря. При
формировании структуры отрядного самоуправления возможно применение метода
чередования творческих поручений;
проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и другие;
проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное общение,
отличающееся
откровенностью,
доброжелательностью,
эмпатичностью
и поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного периода, огонек —
анализ дня, огонек прощания, тематический огонек, коллективное обсуждение
отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся
в отряде взаимоотношений;
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы направлена
на создание нового продукта (творческого продукта), улучшающего окружающую
действительность (основу данной методики составляет коллективная творческая
деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах
организации деятельности от планирования до анализа).
19. Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-педагогического
сопровождения детей и подростков направлена на создание комфортных условий для развития
коммуникативной компетенции у воспитанников.
IV. Организационный раздел
20. Особенности воспитательной работы в разных типах организаций отдыха детей
и их оздоровления
обусловлены
прежде
всего
их ресурсным
потенциалом,
продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления
в течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой
деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
21. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе
школы. Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие
длительной подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым,
конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи с тем, что
основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным пребыванием детей составляют
педагогические работники общеобразовательной организации, в календарном плане
воспитательной работы преобладают привычные для образовательной организации форматы.
22. Уклад школы задает расписание деятельности лагеря и аккумулирует ключевые
характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад организации
включает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия
и средства воспитания, отражающие самобытность организации. На формирование уклада
конкретной организации отдыха детей и их оздоровления влияют региональные особенности:
исторические, этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а также
тип поселения.
23. Уклад непосредственно связан с такими характеристиками, как открытость организации как
социальной среды; цикличность (лагерь существует в ситуации сменяемости периодов);
временность (коллектив каждой смены различен); многопрофильность и вариативность
(разнообразие видов деятельности, подвижность межличностных контактов, интенсивность
отношений); предопределенность законов и традиций.
24. Элементами уклада являются:
24.1. Быт лагеря является элементом уклада повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников
организации в течение смены и формирует архитектурно-планировочные особенности лагеря
(близость к природной среде, благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура
помещений для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и других занятий).
Учитывая длительное нахождение ребенка в лагере, необходимо обеспечить комфортность
решения естественно-культурных задач социализации (самообслуживание, гигиена).
24.2. Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности, охраной здоровья
ребенка, что подкреплено правилами: «закон точности» («ноль-ноль»), «закон территории»
и другие. Планирование программы смены должно быть соотнесено с задачей оздоровления
и отдыха детей в каникулярный период, а продолжительность сна, двигательной активности
и прогулок не должны быть сокращены из-за насыщенности мероприятиями.
24.3. Корпоративная культура лагеря является элементом уклада и состоит из: миссии лагеря,
сформированных ценностей, правил и норм поведения, трудового этикета и стиля
взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями), внешнего вида сотрудников и детей.
24.4. Символическое пространство лагеря включает в себя традиции, правила, легенды,
кричалки, песенно-музыкальную культуру, ритуалы и другие. Каждый элемент символического
пространства лагеря имеет условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно
связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами
жизнедеятельности организации и государственной политикой в области воспитания,
используемые в практической деятельности. Песенно-музыкальная культура должна быть
основана на отечественном наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества.
Легенды являются уникальным инструментом осознания ребенком в процессе обсуждения
с коллективом нравственных категорий, ценностей, являющимися основой воспитательной
работы в лагере. Также к символическому пространству относятся информационные стенды
для детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, малые
архитектурные формы, которые взаимодополняют и усиливают воспитательный эффект
посредством интеграции в символическое пространство и игровую модель.
Ритуалы могут быть:
торжественными (по поводу символических событий из жизни лагеря, общественной жизни):
торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный
знак), организация почетного караула, смотр, парад, ритуалы почести героям: возложение
гирлянд и другое;
ритуалы повседневной жизни, которые насыщают деятельность организации эмоциональноигровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся (традиционные) действия,
необходимые для стабильного функционирования организации: передача дежурства, начало
или завершение дела, дня, рабочая линейка, либо могут представлять эмоциональный
(романтический) фон повседневной жизни организации: «тайный знак» — ритуал приветствия
для участников смены или игровой ситуации в организации отдыха детей и их оздоровления;
передача «наказа» (обращение) от смены к смене и другое.
25. Реализация Программы включает в себя:
25.1. Подготовительный этап включает в себя со стороны управленческого звена лагеря подбор
и обучение педагогического состава с практическими блоками освоения реализации
содержания Программы, установочное педагогическое совещание с включением всего
кадрового состава, подготовка методических материалов, включая примеры сценариев для
проведения работы на отрядном уровне, планирование деятельности, информационную работу
с родителем (родителями) или законным представителем (законными представителями).
25.2. Организационный период смены связан с реализацией основных задач: адаптация детей
к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом лагеря, формирование
временный детский коллектив. Содержание событий организационного периода представлено
в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы
в календарном плане воспитательной работы.
25.3. Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного потенциала
каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на уровне отряда, так и в иных
объединениях. Содержание событий основного периода представлено в инвариантных
(обязательных) общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном плане
воспитательной работы.
25.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения итогов совместной
деятельности, фиксации и принятием участниками смены позитивного опыта и формированию
индивидуальных маршрутов дальнейшего развития потенциала детей. Содержание событий
итогового периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных
формах воспитательной работы в календарном плане.
25.5. Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации программы
воспитательной работы, определение наиболее и наименее эффективных форм деятельности,
сопровождение детей и поддержка в реализации идей и личностного потенциала
по возвращении в постоянный детский коллектив посредством обратной связи или
характеристик, направленных или переданных в образовательную организацию.
25.6. Анализ воспитательной работы лагеря осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в лагере является самоанализ с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов, который проводится ежегодно для
круглогодичного лагеря и по окончании летней оздоровительной кампании для сезонного.
Планирование анализа воспитательной работы включается в календарный план воспитательной
работы.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с заместителем директора
по воспитательной работе (старшим воспитателем, педагогом-психологом, педагогоморганизатором, социальным педагогом (при наличии) с последующим обсуждением
результатов на педагогическом совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством: реализации
программы воспитательной работы в лагере в целом; работы конкретных структурных звеньев
организации отдыха детей и их оздоровления (отрядов, органов самоуправления, кружков
и секций); деятельности педагогического коллектива; работы с родителем (родителями) или
законным представителем (законными представителями); работы с партнерами.
Организация вправе сама подбирать удобный инструментарий для мониторинга
результативности воспитательной работы. При выборе методик следует учитывать
их валидность, адаптированность для определенного возраста и индивидуальных особенностей
детей.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать вожатско-педагогическому коллективу.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может являться аналитическая
справка, являющаяся основанием для корректировки программы воспитания на следующий
год.
26. Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными организациями
способствует успешной реализации Программы, включающей в себя совместную деятельность
с различными образовательными организациями, организациями культуры, спорта,
общественными
и молодежными
объединениями,
иными
юридическими
лицами,
разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада
организации.
Планируется партнерское взаимодействие с Движением Первых, молодежной общероссийской
общественной организацией «Российские Студенческие Отряды», Учебно-методическим
центром
военно-патриотического
воспитания
молодежи
«Авангард»
и другими
общероссийскими общественными объединениями и организациями.
Привлечение воспитательного потенциала партнерского взаимодействия предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
данной Программы и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи,
тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные,
тематические праздники, торжественные мероприятия и другие);
проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий, тематических событий,
отдельных мероприятий и акций;
совместная реализация тематических и профильных смен;
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами
с организациями-партнерами благотворительного, экологического, патриотического,
трудового и иных направлений деятельности, ориентированные на воспитание детей,
преобразование окружающего социума и позитивное воздействие на социальное
окружение.
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему поддержки лагеря
и способствует более эффективной реализации Программы воспитательной работы, развитию
социальных навыков у детей.
27. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом —
родителями (законными представителями) детей — может предусматривать следующие
форматы:
информирование родителя (родителей) или законного представителя (законных
представителей) до начала заезда ребенка в лагерь об особенностях воспитательной
работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых вещах, которые понадобятся
ребенку, с помощью информации на сайте организации, в социальных сетях
и мессенджерах;
проведение тематических собраний, на которых родитель (родители) или законный
представитель (законные представители) могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации специалистов психолого-педагогической службы лагеря,
в том числе в режиме видеоконференции;
дни и события, в которые родитель (родители) или законный представитель (законные
представители) могут посещать лагерь в специально отведенных местах
в соответствии с распорядком дня и локальными документами данной организации,
нормами санитарно-эпидемиологического законодательства, планами и содержанием
программной деятельности, утвержденными в организации формами взаимодействия
родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей)
и детей;
размещение информационных стендов в местах, отведенных для общения детей
и родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей), как
правило около входной группы (ворот и контрольно-пропускного пункта (КПП)
с информацией, полезной для родителей или законных представителей федерального,
регионального и общелагерного уровня;
родительские форумы на интернет-сайте организации, интернет-сообщества, группы
с участием педагогов и вожатых, на которых обсуждаются интересующие родителей
(законных представителей) вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителя (родителей) или законного представителя (законных представителей)
детей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
соответствующими локальными нормативными документами лагеря;
при наличии среди детей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей,
в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и так
далее, осуществляется целевое взаимодействие с их родителем (родителями) или
законным представителем (законными представителями).
28. Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм кадрового
обеспечения лагеря, направленный на достижение высоких стандартов качества
и эффективности в области воспитательной работы с детьми:
систему отбора, форму трудоустройства, количество необходимого педагогического
персонала и вожатых;
распределение
функционала,
связанного
с планированием,
организацией,
обеспечением и реализацией воспитательной деятельности с указанием должностей
в соответствии со штатным расписанием организации, расстановку кадров;
вопросы повышения квалификации педагогических работников в области воспитания
и образования;
систему подготовки вожатых для работы в лагере;
систему мотивации и поддержки педагогических работников и вожатых;
систему методического обеспечения деятельности вожатско-педагогического состава;
систему наставничества и преемственности в трудовом коллективе лагеря.
29. Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для специалистов,
ответственных за реализацию содержания программы смены (руководителя лагеря, заместителя
руководителя по воспитательной работе, старшего воспитателя, старшего вожатого). Для
каждой смены формируется программа, календарный план (план-сетка) с учетом регионального
компонента и соответствующих срокам проведения смены памятных дат, отражая тип
организации, длительность и тематику смены, игровую модель, интегрируя инвариантные
и вариативные модули.
Для подготовки кадрового состава специалистами, ответственными за реализацию содержания
программы, создается методический комплекс, включающий типовые сценарии ключевых
событий, памятки и инструкции, дидактические материалы, диагностические материалы.
При организации обучения кадрового состава рекомендуется интегрировать содержание
Программы в план подготовки, позволяя специалистам лагеря получить опыт реализации
Программы на практике.
В рамках реализации содержания Программы ежесменно рекомендуется формирование
системы аналитической деятельности, включающей педагогические совещания, планерные
встречи всего кадрового состава.
30. Материально-техническое обеспечение реализации Программы определяет базовый
минимум, который необходим для качественной реализации содержания Программы:
флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации,
флаг субъекта Российской Федерации, флаг лагеря (при наличии);
музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального
оформления фонограммы, записи (при наличии);
оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места,
отрядные уголки (стенды);
спортивные площадки и спортивный инвентарь;
канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного
оформления программных событий;
специальное оборудование, которое необходимо для реализации конкретной
программы воспитательной работы, направлений воспитательной деятельности
и направленностей дополнительного образования;
специальное оборудование, которое необходимо для обеспечения инклюзивного
пространства.