Рабочая программа экология растений 7 класс

Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 16
имени Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева с.Молдавановка
муниципального образования Туапсинский район
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим объединением учителей

Заместитель директора
по УВР

Директор

________________________

________________________

МБОУ ООШ № 16
им. М.В. Авдеева

руководитель ШМО
Верест О.Н.
Протокол № 1
от «30» 08 2024 г.

с. Молдавановка

Усенко С.В.
Протокол № 1 ________________________
от «30» 08 2024 г.
Бордюгова О.В.
Приказ № 111
от «30» 08 2024 г.

Рабочая программа
Учебного курса
«Экология растений»
для 7 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год

34 часа в неделю

Составитель: Усенко Светлана Владиславовна
учитель биологии

c. Молдавановка 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Экология растений» для обучающихся 7 класса составлена на основе авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2020.) и направлена на развитие их познавательной активности.
Цель программы: Способствовать формированию представлений об экологии растений – как
науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой
средой; о месте экологии растений в ботанической науке; об экологических принципах охраны прир оды и рационального природопользования.
Задачи:
- способствовать созданию у учащихся понятийного аппарата и знакомству с основными закон омерностями экологии растений;
- познакомить учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
- способствовать привитию умений и формированию навыков выполнения простейших экологических исследований;
- создать условия для воспитания экологически грамотных людей, способных в будущем прин имать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
Программа реализуется в 7-х классах на протяжении 34 часов. (1 час в неделю).
Изучение курса осуществляется с использованием:
- учебника: Экология растений: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.
М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2021, - 192
с.: ил.
- рабочей тетради: Горская Н.А. Экология растений: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.А.Горская. – М. Вентана-Граф, 2021. – 80 с.6 ил.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
 Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
 Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
 Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
 Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
 Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

 Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
 Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
 Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Предметные УУД:
 определять роль в природе различных групп растений;
 объяснять роль растений в круговороте веществ экосистемы.
 приводить примеры приспособлений растений к среде обитания и объяснять их значение;
 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
 объяснять значение растений в жизни и хозяйстве человека.
 перечислять отличительные свойства растений;
 различать (по таблице) основные группы экологических факторов (абиотические, биотические,
антропогенные)
 определять экологические группы растений по отношению к различным экологическим факторам;
 понимать смысл экологических терминов;
 характеризовать методы экологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
 проводить экологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
 использовать знания экологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
 различать съедобные и ядовитые грибы и растения
В рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Большинство практических работ проводится в составе комбинированных занятий.
Формы организации учебного процесса:
 индивидуальные;
 групповые;
 индивидуально-групповые;
 фронтальные;
 практикумы;
 экскурсии.

Содержание программы
Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и
среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.
Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия пров одится
на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)
Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.
Практическая работа. Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности.
Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.) Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его
расположением относительно направления световых лучей.)
Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на
Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к разли чным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры
окружающей среды.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.
Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.
Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения,
для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.
Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.
Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.
Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.
(По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для
растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.
(Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень
запыленности воздуха.)
Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы
растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие
на качество почв.
Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения,
эрозия почв.
Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост
и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; по чве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и
развития проростков зависят от типа почвы.)
Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время идет
подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.)
Тема 7. Животные и растения (2ч)
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения раст ений. Значение растений для животных. Растения-хищники.
Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С
помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распр остранению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах
растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, напр имер: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)
Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между
растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.
Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.
Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие
им преимущество в выживании.)
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.
Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.
Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)
Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них
климата и погоды.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.
Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может
проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменени ями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства
влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)
Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для
растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания
и длительность возрастных состояний растений.
Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.
Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений
(2ч)
Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель усл овий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая присп особленность. Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
(авт.: И.Н. Пономарева и др.)» учебника «История средних веков» (авт.: М.В. Пономарев и др.) прослеживается влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.)
Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые
деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.
Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются
особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном
комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм
и обсуждается их санитарное состояние.)
Тема 14. Растительные сообщества (3ч)
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе.
Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ:
ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.
Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка,
сквера и т. д. (Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)
Экскурсия. Строение растительного сообщества.
Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории.
Редкие и охраняемые растения своей местности.
Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.
Практическая работа. Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и
атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием
охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)
Оборудование и приборы
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Лабораторное оборудование: лупы, термометры, микроскоп, готовые микропрепараты
Таблицы по ботанике, гербарные и комнатные растения

Поурочно-тематическое планирование
Дата
№
Раздел, тема занятия
план фак
т

Практическая часть

Содержание тем

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)
1
Вводный инструктаж по т/б.
Экология как наука.
Экология как наука и учебЭкология растений и
ный предмет. Организм и
животных как учебный
среда обитания.
предмет.

2

Экскурсия. Живой организм,
его среда обитания и условия
существования.

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)
3
Свет как экологический фактор. Практическая работа
№1 «Изучение потребностей
в количестве света у растений своей местности».
4
Экологические группы растений по отношению к свету.
Лабораторная работа №1.
«Изучение строения листьев
светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом».

Требования к уровню
подготовки учащихся

Наглядные
пособия и
технические средства

Домашнее
задание

Знать что такое экология.
Что изучает экология
растений.

Таблица
«Влияние
экологических факторов на живой организм»

§1, 2

экскурсия

Среда обитания и
условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений
и животных с окружающей их средой.

Знать основные понятия:
среда обитания, условия
существования.
Уметь характеризовать
взаимосвязи растений с
условиями существования.

Опыт.
Влияние
света на
рост и
развитие растений

Пр. р. 1

Свет и фотосинтез.
Влияние света на рост
и цветение растений.
Свет как экологический фактор.
Экологические группы
растений по отношению к свету.

Уметь давать определение таким понятиям как:
свет и фотосинтез.

§3, 4

Л. Р. 1

Уметь: работать с микроскопом.
Делать выводы о связи
строения листа с его
функцией и его расположением относительно
направления световых

Микроскоп

§5, 6

5

Приспособление растений к
меняющимся условиям освещения.

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)
6
Тепло как необходимое условие жизни растений.

Приспособление растений к меняющимся
условиям освещения

Тепло как необходимое условие жизни
растений. Значение
тепла для прорастания
семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных
условий на Земле.

лучей.
Знать характеристику
основных экологических
групп по отношению к
свету.
Знать:
- что такое растения
длинного дня, растения
короткого дня;
-влияние прямого солнечного света, рассеянного света.
Уметь:
- характеризовать влияние света на рост и развитие растений;
-объяснять сущность
процесса фотосинтеза;
-давать классификацию
растениям по отношению
к свету: светолюбивые,
теневыносливые и тенелюбивые.
Знать: что тепло является необходимым условием жизни растений
Уметь: характеризовать
тепловые пояса.

ДЕМ:
Сравнение
растений
выросших
на свету и в
темноте.

§7

Таблица
«Температура, необходимая
для прорастания семян»

§9, 10

7

Практическая работа №2.
«Изучение (по справочникам)
сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в нашей
местности».

8

Температура как экологический фактор. Экологические
группы растений по отношению к теплу.

Пр. р. 2

Тема 4. Вода в жизни растений (3ч)
9
Вода как необходимое условие жизни растений.

10

Практическая работа 3.
Изучение приспособленности
растений своей местности к
условиям влажности.

Пр. р. 3

Выделение тепла растениями. Зависимость
температуры растений
от температуры окружающей среды.

Знать: о влиянии температуры на растения.
Уметь: характеризовать
состояние растения в зависимости от температуры окружающей среды.

Таблица
«Температура среды
обитания и
различных
органов
растения»
Рис. 17,18
с.35
Рис. 19 с.36
Рис. 20 с. 20

§11

Экологические группы
растений по отношению к теплу. Приспособления растений к
различным температурам.

Знать: как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам.
Уметь: характеризовать
экологические группы
растений по отношению к
температуре.

Вода как необходимое
условие жизни растений. Значение воды
для питания, охлаждения, расселения, для
прорастания семян,
роста и развития растений.

Знать: что вода, есть необходимое условие для
жизни растений;
Уметь: характеризовать
влияние воды на рост и
развитие растений.

Рис. 22 с. 41

Знать: значение влажности для растений.
Уметь: характеризовать
экологические группы
растений по отношению к
воде (влаголюбивые растения, засухоустойчивые

ДЕМ: Гербарные экземпляры
растений
различных
экологических групп.

§14.
Опыт.
Влияние воды и
тепла
на прорастание
растений
§15

Влажность как экологический фактор. Экологические группы
растений по отношению к воде.

§12

растения, суккуленты).

11

Влажность как экологический фактор. Лабораторная
работа 2. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)
12 Газовый состав и движение
масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Лабораторная работа
3. Определение с помощью
домашних растений степени
запыленности воздуха.

13

Значение для растений азота,
кислорода и углекислого газа. Приспособление растений
к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

14

Приспособление растений к
опылению и распространению ветром. Лабораторная

Л. Р. 2

Приспособление растений к меняющимся
условиям влажности.

Знать: как приспосабливаются растения к недостатку влаги.
Уметь: характеризовать
приспособление растений
к меняющимся условиям
влажности

Л. Р. 3

Газовый состав и движение масс воздуха
как экологические
факторы в жизни растений.

Знать: газовый состав
воздуха, значение для
растений азота, кислорода, и углекислого газа;
влияние кислотных дождей на рост и развитие
растений.
Уметь: определять степень запыленности воздуха.
Знать: каково значение
для растений азота, кислорода, и углекислого
газа.
Уметь: характеризовать
приспособления растений
к извлечению азота, кислорода и углекислого газа
из воздуха
Знать: о роли ветра в
опылении распространении растений.

Значение для растений
азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений
к извлечению азота,
кислорода и углекислого газа из воздуха.

Л. Р. 4

Приспособление растений к опылению и
распространению вет-

Рис.25 с.46
Рис.26 с. 47
Рис.27 с. 49
ДЕМ: Гербарные экземпляры
растений
различных
экологических групп
Рис. 29 с. 52
Рис. 30 с. 54
Л/О (С помощью ленты-скотча
определяется степень
запыленности воздуха).

§17

§21, 22

§21

Коллекция
плодов и
семян, лупа.

§23, 24

работа 4. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.
Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)
15 Почва как необходимое условие жизни растений.

16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

17

Плодородие почв. Действия
человека, влияющие на качество почв. Экскурсия. Человек и почва.

Экскурсия

ром.

Уметь: - характеризовать
приспособление растений
к опылению и распространению ветром.

Почва как необходимое условие жизни
растений. Виды почв.
Состав почвы.

Знать: что такое почва;
состав почвы; значение
минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для
растений;
Уметь: характеризовать
почвенное питание растений;
Доказывать, что сроки
прорастания семян и развития проростков зависят
от типа почвы.

Домашний
опыт:
«Влияние
механического состава почвы
на прорастание семян, рост и
развитие
проростков»

§26, 27

Экологические группы
растений по отношению к разным свойствам почв.

Знать: Экологические
группы растений по отношению к разным свойствам почв.
Уметь: характеризовать
солевыносливые (солеустойчивые) растения.

§28

Плодородие почв.
Действия человека,
влияющие на качество
почв.

Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает
человек плодородие почвы (органические и ми-

ДЕМ: Рис.
и фотографий экологических
групп растений по
отношению
к разным
свойствам
почв.
Рис. 45 с. 81

§29,30

неральные удобрения).
Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв, характеризовать эрозию почв.
Тема 7. Животные и растения (2ч)
18 Взаимное влияние животных
и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Лабораторная работа 5. Способы
распространения плодов и
семян.

19

Значение растений для животных. Растения-хищники.
Лабораторная работа 6.
Изучение защитных приспособлений растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)
20 Влияние растений друг на
друга. Лабораторная работа
7. Взаимодействие лиан с
другими растениями.

Л. Р. 5

Взаимное влияние животных и растений.
Значение животных
для опыления и распространения растений.

Знать: о взаимное влияние животных и растений. О значение животных для опыления и распространения растений.
Уметь: характеризовать
растительноядных животных, животныхопылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать
способы распространения
плодов и семян.

Коллекция
плодов и
семян, лупа.

§31, 32

Л. Р. 6

Взаимное влияние животных и растений.
Значение растений для
животных. Растения –
хищники.

Знать: о растениях –
хищниках.
Уметь: характеризовать
дополнительный способ
питания у растений и
приспособления к нему у
растений- хищников.

Рис., фотографии,
гербарные
экземпляры
растений –
хищников.

§33, 34

Л. Р. 7

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга.
Различные формы взаимодействия между
растениями. Конку-

Знать: Как влияют растения друг на друга.
Уметь: характеризовать
типы взаимоотношений
растений друг с другом:
конкуренцию, растения-

ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты,
эпифиты,
растения-

§35, 36

Крапива жгучие волоски, барбарис или
боярышник
– колючки.

ренция между растениями по отношению к
различным экологическим факторам.

паразиты.

лианы)
Коллекция
растений,
фото, рисунки.

Роль грибов и бактерий в жизни растений.
Круговорот веществ и
непрерывность жизни.

Знать: о роли грибов и
бактерий в круговороте
веществ; о роли микоризы для растений и грибов.
Уметь: характеризовать
способы питания грибов
и паразитов (сапротрофы,
паразиты);

Таблица
«Разные
формы микориз»
«Бактериальные
клубеньки
на корнях»

§37, 38

Л. Р. 8

Бактериальные и грибковые болезни растений.

Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых
болезней растений.
Уметь: характеризовать
бактериальные и грибковые болезни растений
(фитофтороз, Фруктовую
гниль, ржавчину, мучнистую росу).

Гербарные
экземпляры
Рисунки
«Грибковые
заболевания»
Рис. 65
с.115,
«Грибыпаразиты»
Рис.66 с.
116

§39

Экскурсия

Приспособления растений к сезонам года.
Листопад и его роль в
жизни растений. Глубокий и вынужденный
покой.

Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки;
Уметь: характеризовать
глубокий и вынужденный

Рис. , фото
с изображением растений в разные сезоны
года.

§40, 41

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)
21 Роль грибов и бактерий в
жизни растений.

22

Бактериальные и грибковые
болезни растений. Лабораторная работа 8. Грибные
заболевания злаков.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)
23 Приспособленность растений
к сезонам года. Экскурсия.

покой;
24

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)
25 Периоды жизни и возрастные
состояния растений.

Приспособления растений к сезонам года.
Озимые и яровые однолетники. Глубокий и
вынужденный покой.
Фенологические фазы
растений и влияние на
них климата и погоды.

Знать: что такое озимые
однолетники, весеннее
сокодвижение.
Уметь:
Характеризовать яровые
однолетники;
Давать понятие фенологии, фенологическим фазам.

Рис. , фото
с изображением растений в разные сезоны
года.

§42

Периоды жизни и возрастные состояния
растений. Значение
различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян.
Условия обитания и
длительности возрастных состояний растений.

Знать: периоды течения
жизни растений ( период
покоя, период молодости,
период зрелости).
Уметь:
Характеризовать периоды
течения жизни растений (
период покоя, период молодости, период зрелости).

Таблицы
«Годичные
приросты
на ветке
дуба» (почечные
кольца),
«Продолжительность жизни растений»
«Редкие и
охраняемые
растения»
Гербарные
экземпляры

§45

Разнообразие условий
существования рас-

§46, 47

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)
26 Разнообразие условий сущеРазнообразие условий
Знать: о разнообразных
ствования растений.
существования растеусловиях существования
ний. Жизненное состо- растений, что такое жизяние растений как поненное состояние расте-

казатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений.

27

Практическая работа 4.
Воздействие человека на растительность.

ний, вторичный покой
растений.
Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью, характеризовать
жизненное состояние
растений (высокое, среднее, низкое).
Знать: как человек может
влиять на растительность
Уметь: оценивать влияние человека на растительный мир нашей планеты

тений.
Рис. 90 с.
151 «Разная
жизненность деревьев дуба
черешчатого»

Разнообразие жизненных форм растений.
Разнообразие деревьев
разных климатических
зон. Жизненные формы растений своей
местности.

Знать: Разнообразие
жизненных форм растений (широколиственные,
мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья;
бутылочные и розеточные деревья; деревьядушители и деревьярощи)
Уметь:
Давать характеристику
разнообразию жизненных
форм растений.

Таблицы
«Жизненные формы
растений»

Растительные сообще-

Знать: характеристику

Пр. р. 4

Ядовитые растения

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)
28 Разнообразие жизненных
форм растений. Практическая работа 5. Изучение
жизненных форм растений на
пришкольном участке.

Тема 14. Растительные сообщества (3ч)
29 Растительные сообщества, их

Пр. р. 5

§47

§48, 49

§51, 52

видовой состав, количественные соотношения видов.

30

Строение растительных сообществ. Экскурсия. Строение растительного сообщества. Практическая работа
6. Изучение состояния сообщества.

31

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)
32 Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и
охраняемые растения

33

Охраняемые территории.
Редкие и охраняемые растения своей местности.

Экскурсия.
Пр. р. 6

ства, их видовой состав. Естественные и
искусственные растительные сообщества.

растительного сообщества.
Уметь: характеризовать
видовой состав, разнообразие растений входящих
в сообщество.

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и
сезонные изменения в
растительных сообществах.

Знать: что такое ярусность.
Уметь: характеризовать
смену растительных сообществ.

Таблица
«Надземная
ярусность и
подземная
слоистость
корневых
систем»

§54

Знать: о многообразии
изменений в растительных сообществах;
Уметь: оценивать изменения в растительных сообществах

§55

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и
сезонные изменения в
растительных сообществах. Редкие и охраняемые растения.

Знать: что такое ярусность, меры охраны растительного мира, что такое Красные книги.
Уметь: наблюдать за состоянием растений, характеризовать смену растительных сообществ.

§57

Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей

Знать: классификацию
охраняемых территорий
(заповедники, биосфер-

§58

местности.

34

Практическая работа 7.
Охраняемые территории России

Пр. р. 7

ные заповедники, национальные парки, памятники природы).
Уметь: характеризовать
охраняемые территории.
Знать: охраняемые территории России.
Уметь: находить необходимую информацию в
различных источниках
Уметь: применять полученные знания на практике

Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Экология растений» дети научатся:
 Составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
 Работать с различными источниками информации;
 Выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
 Оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;
 Получать информацию из различных источников;
 Определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
 Анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с изображением их на рисунке и определять их;
 Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
 Находить информацию о растениях в научной литературе, биологических справочниках, анализировать и оценивать ее содержание,
работать с полученной информацией;
 Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира.
 Характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения, соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
Ученик получит возможность научиться:
 Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
 Выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
 Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
 Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе;
 Находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
 Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, поступках по отношению к живой природе.

Информационно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя

Литература для учащихся
Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.
Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -174 с.
Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.
Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.
Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.
Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.
Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.
Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005. - 142 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М., Просвещение, 1994. – 218 с.
Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с..

1. Учебное пособие «Экология растений»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов
и др.); под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана –Граф, 2020.
Интернет-ресурсы.
1. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
2. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
3. http://video.edu- lib.net – учебные фильмы.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об

 https://vk.com/public211192687

 обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».