Краснодарский край
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 16
имени Героя Советского Союза Михаила Васильевича Авдеева
с.Молдавановка
муниципального образования Туапсинский район
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
Заместитель директора Директор
объединением учителей по УВР
МБОУ ООШ № 16
им. М.В. Авдеева
________________________
________________________
руководитель ШМО
Верест О.Н.
Протокол № 1
от «30» 08 2024 г.
с. Молдавановка
Усенко С.В.
________________________
Протокол № 1
от «30» 08 2024 г.
Бордюгова О.В.
Приказ № 111
от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«Практикум по химии»
Ступень обучения (класс):
основное общее образование (8 класс)
Количество часов: 34
Программа рассчитана на 1год
(1 раз в неделю)
Возраст обучения: 13-14
Составитель: Усенко Светлана Владиславовна
Программа разработана на основе курса химии 8 класса авторы:
О.С. Габриелян., И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. Просвещение, 2024
Пояснительная Записка.
Рабочая программа учебного курса “Практикум по химии” предназначена для
учащихся 8 классов общеобразовательной школы.
Содержание курса включает в себя практические работы и типы расчетных задач.
Программа предусматривает овладение учащимися методикой решения всех типов
расчетных задач за 8 класс, а также ряда задач, выходящих за рамки изучения в курсе
химии 8 класса.
Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по
химии, практическим навыком решения задач. Это даст возможность лучше и глубже
изучить и понять многие химические процессы и закономерности, а также даст
возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не
хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых
задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями,
приведенными в приложении.
Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор
профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для
выработки программных навыков и умений.
Цель курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к
химии, любознательности, творческих способностей, умений и навыков производить
расчеты.
Основные задачи курса:
Закрепить, систематизировать и возможно расширить знания учащихся в области
решения типовых расчетных задач.
Продолжить формировать умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков
исследовательской деятельности.
Продолжить формирование умения решать расчетные задачи.
Развивать учебно-коммуникативного умения.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе
поиска решений.
Формировать индивидуальные образовательные потребности (выбор профиля
обучения, возможности избежать ошибок и разочарования в старшей школе)
Формы контроля:
Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома. В работе используются взаимно
и самоконтроль при помощи образцов решения задач и упражнений, домашние
контрольные работы.
Общая характеристика дополнительного предмета.
На первых занятиях рассматриваются правила техники безопасности в кабинете
химии,раскрывается значение предмета.
На последующих уроках задачи на вычисления по химической формуле:
относительной молекулярной массы, массовой доли элемента, составление формул
веществ по валентности.Далее расчет массы, количества вещества, объёма вещества,
молярного объема и относительной плотности газов при н.у.
Также расчеты по уравнениям химических реакций: массы, объема, количества
вещества одного из веществ, по известному массы, объема, количества вещества другого.
Задачи на избыток одного из реагирующих веществ.
Включено решение задач с растворами. ОВР. Задачи на выход продукта реакции.
Изучение решения расчетных задач позволяет учащемуся глибоко изучить предмет
химии и бать подготовленным к выбору ОГЭ по предмету. Особое внимание уделяется
познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной
работе. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа: 1 час
в неделю.
Описание места дополнительногопредмета в учебном плане.
Программа учебного курса разработана на основе федерального базисного учебного
плана для образовательных учреждений РФ, по учебнику Химия 8 класс, авторы: О.С.
Габриелян., И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. Просвещение, 2024 г.
В основе осуществления целей образовательной программы используется личностноориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее
обучение, учебно-поисковая деятельность.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Ожидаемые результаты:
Полученные знания должны помочь учащимся:
определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля
обучения);
научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;
закрепить практические навыки и умения при решении задач;
выполнять творческие задания;
В процессе обучения на занятиях дополнительного курса учащиеся
приобретают следующее знания:
формирующие научную картину мира;
применение теоретических знаний на практике решения задач;
умения:
уметь производить типовые расчеты химических задач, указанных в планировании
согласно программе, для общепринятых учреждений;
выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения
знаний.
Содержание курса.
Введение - 1 час.
Знакомство с правилами техники безопасности в кабинете химии. Ознакомление с
предметом химия, значением в жизни человека.
Вычисление по химической формуле вещества - 8 часа.
Вычисление Mr - относительной молекулярной массывещества по формуле.
Вычисление массовой доли (W) элемента (в %) по формуле веществ. Вычисление массы,
количество молекул с помощью количества вещества. Задачи с использованием понятия
“моль”. n = m/M, n= V/Vm , n= N/ N A. Решение задач на молярный объем и относительную
плотность газов при н.у.
Вычисления по химическим уравнениям – 7 часов:
вычисления по химическим уравнениям (m,V, ʋ) веществ по известному массе,
объему, количеству вещества (одного из вступивших или получившихся в результате
реакции);расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в
избытке; вычисление теплового эффекта по массе одного из реагирующих веществ ,
составление термохимического уравнения по массе вещества и тепловому эффекту.
Вычисления, связанные с растворами -5 часов:
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе; вычисление массы
растворителя и растворенного вещества по известной массе раствора и массовой доле
растворенного вещества; расчеты с использованием плотности раствора, расчеты
связанные с растворимостью вещества;
Вычисления, связанные с примесями – 3 часа.
Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода – 2
часа;вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую
определенную W примесей; вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически
возможного выхода.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) -2 часа.
Виды ОВР.Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.
Задачи на составление формул веществ классов неорганических соединений -8 часов.
Составление оксидов, кислот, оснований, солей. Составление химических реакций
генетических цепочек неорганических соединений.
Календарно-тематическое планирование
курса «Практикум по химии»
(1час в неделю, всего 34 часа)
Теоретически Практическ
№
п/п Тема
Сроки
й урок
ий урок
Введение (1 час)
Предмет химии, значение в жизни
человека. Правила техники безопасности
1
1
1
в кабинете химии. Правила обращения с
химической посудой.
Вычисления по химической формуле (8 часов)
Вычисление
относительной
2
1
1
молекулярной массы вещества
Вычисления массовой доли элемента в
3
2
1
соединении
Валентность. Нахождение валентности
4
3 по формуле. Составление формулы по 1
валентности
Вычисление массы, количество молекул с
5
4
1
помощью количества вещества
Задачи с использованием понятия
6-8 5-7
3
“моль”. n = m/M, n= V/Vm, n= N/ N A
Решение задач на молярный объем и
9
8
1
относительную плотность газов при н.у.
Вычисления по уравнениям химических реакций (7 часов)
Вычисление массы одного из веществ по
10
1
1
известной массе другого вещества
Вычисление объема одного из веществ по
11
2
1
известному объему другого вещества
Расчеты: массы вещества или объема
12газов
по
известному
количеству
3-4
2
13
вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ.
Задачи
на
избыток
одного
из
14
5
1
реагирующих веществ.
Вычисление теплового эффекта по массе
одного
из
реагирующих
веществ.
15- 6Составление
термохимического 2
16
7
уравнения по массе вещества и
тепловому эффекту
Вычисления, связанные с растворами (5 часов)
Вычисление
массовой
доли
17
1
1
растворенного вещества в растворе
18
2 Вычисление массы растворителя и 1
растворенного вещества по известной
массе раствора и массовой доле
растворенного вещества
Расчеты с использованием плотности
19- 3- раствора.
2
20
4 Расчеты связанные с растворимостью
вещества.
Вычисления, связанные с примесями (3 часа). Вычисление выхода продуктов реакции в
% от теоретически возможного выхода (2 часа).
2123
Вычисление m продукта
реакции
по
1-3 известной m исходного
вещества, 3
содержащую определенную W примесей.
2425
3-4
Вычисление выхода продуктов реакции в
2
% от теоретически возможного выхода.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (2 часа)
26
1 Виды ОВР
1
Составление уравнений ОВР методом
27
2
1
электронного баланса.
Задачи на составление формул веществ классов неорганических соединений (8 часов)
28
1 Задачи на оксиды
1
29
2 Задачи на основания
1
30
3 Задачи на кислоты
1
Генетическая связь между основными
31
5
1
классами неорганических соединений
Составление химических реакций по
32
6 данным
генетическим
цепочкам 1
неорганических соединений.
Тест по теме «Классы неорганических
33
7
1
соединений»
34
8 Итоговый экзамен
1
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Проводить опыты с соблюдением правил техники безопасности;
Обращаться с простейшей посудой и лабораторным оборудованием;
Обращаться с нагревательными приборами;
Обращаться с измерительными приборами, техническими весами;
Растворять твердые вещества и жидкости в воде;
Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества или
молярной концентрацией раствора;
Учащиеся должны вычислять:
Массовые доли и массовые отношения элементов в сложном веществе;
Проводить вычисления с количеством вещества;
Выводить формулы веществ по массовым долям и массовым отношениям элементов;
Содержание элемента в данной порции вещества;
Массовую долю растворенного вещества;
Проводить вычисления по уравнениям реакций;
Решать задачи на избыток одного из исходных веществ;
Проводить вычисления по уравнениям реакций в растворах;
Решать задачи на выход продукта;
Тепловые эффекты химических реакций;
Проводить вычисления по уравнениям нескольких последовательных реакций;
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
УМК по дополнительному занятию 8 класс.
Литература для учащихся.
А. Е. Темирбулатова. Сборник задач и упражнений по химии 8 класс. А., Мектеп. 2012
И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., Новая
волна. 2004.
Г.П. Хомченко, Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.
Р.А.Лидин, Л.Ю.Аликберова. Справочник по химии. М., Аст-Пресс Школа. 2002.
Н.Е. Кузьменко. Химия для школьников старших классов и для поступающих в вузы.
М. :Дрофа,1999.
Н.Ф.Кузнецова. Задачник 8-9 классы..
Литература для учителя.
Суровцева, Радецкий, Кузьменко, Хомченко, Химия в школе и др.
Приложение 1.
Основные химические и физические величины, формулы.
1.Количество вещества, молярный объем газов
Определения:
Моль – такое количество вещества, в котором содержится 6∙10 23 молекул этого вещества.
Молярная масса – масса 1 моль вещества.
Постоянная Авогадро – число молекул, содержащееся в 1 моль любого вещества - 6∙1023
Молярный объем – объем газа количеством вещества 1 моль, измеренный при н.у. – 22,4
л/моль
Относительная плотность газа – отношение массы определенного объема газа к массе
такого же объема другого газа
Закон Авогадро: одинаковые объемы различных газов при одинаковых условиях
содержат одинаковое число молекул
Следствие из закона Авогадро: при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает
одинаковый объем
Закон объемных отношений: при одинаковых условиях объемы газов, вступающих в
реакцию, относятся друг к другу, а также к объемам газообразных продуктов как
небольшие целые числа
Буквенные обозначения:
Количество вещества –n=ʋ
Молярный объем - Vm
Молярная масса - M
Масса - m
Число молекул - N
Постоянная Авогадро - Na
Объем – V
Относительная плотность газа по другому газу – D
Плотность вещества - ρ
Основные формулы: n=
Система единиц:
Масса
(m)
основная г
В 1000 раз кг
больше
В 1000 раз мг
меньше
; n=
; n=
; m=ρ∙V
; D=
Количество
вещества (n)
моль
Молярная
масса (M)
г/моль
Объем
(V)
л
кмоль
кг/кмоль
м3
ммоль
мг/ммоль
мл
Молярный Число
объем (Vm) Авогадро (Na)
л/моль
66∙1023
молекул/моль
м3 /кмоль
66∙1026
молекул/моль
мл/ммоль
66∙1020
молекул/моль
2.Массовая доля.
Массовая доля элементов в веществе.
Буквенные обозначения
ω – массовая доля (в долях от целого или в %)
Ar – относительная атомная масса элемента
Mr – относительная молекулярная масса химического соединения
Основные формулы:
ω=
∙100%
3. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).
Буквенные обозначения
ω – массовая доля (в долях от целого или в %)
φ – объемная доля (в долях от целого, реже в %)
Основные формулы:
m=ρ∙V (ρ – плотность вещества, V – объем вещества)
ω=
∙100%
φ=
4.Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции
от теоретически возможного.
Выход продукта реакции от теоретически возможного (η) – это отношение массы (объема,
количества) реально полученного вещества к его теоретически возможной массе (объему,
количеству), которое рассчитывается по уравнению химической реакции.
6.Расчет теплового эффекта реакции.
Экзотермические реакции – протекают с выделением теплоты +Q
Эндотермические реакции – протекают с поглощением теплоты –Q
Теплоту реакции записывают в конце уравнения, называют тепловым эффектом реакции,
измеряется в Дж и кДж.
Термохимические уравнения – химические уравнения, в которых указывается тепловой
эффект.
Для термохимических уравнений существует прямо пропорциональная зависимость
между количеством исходного вещества и количеством выделившейся или поглощенной
теплоты.
Приложение 2.
Алгоритм решения задачи
1. Внимательно прочтите условия задачи 2-3 раза.
2. Кратко запишите, что дано (известно) по условию задачи, что надо определить.
3. Выявите химическую сущность задачи.
4. Составьте необходимые для расчета уравнения всех химических реакций или формулы
в зависимости от условия задачи.
5. На основе логического анализа условия задачи запишите расчетные формулы,
необходимые для ее решения.
6. Определите, какие единицы массы, объема или количества вещества наиболее
рационально использовать в данной задаче.
7. Проведите математические расчеты и запишите ответ.
1. Решение задач по химическим уравнениям.
Расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе
или объему одного из участвующих в реакции веществ.
Алгоритм решения.
1.Записать «Дано»
2.Составить уравнение реакции
3.Над формулами веществ записать значения известных и неизвестных величин с
соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ). Если по условию
задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить
содержание чистого вещества; если в задаче идет речь о растворе, то сначала нужно
вычислить массу растворенного вещества.
4.Под формулами веществ с известными и неизвестными величинами записать
соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции.
5.Составить и решить пропорцию.
6.Записать ответ.
2.Решение задач на избыток-недостаток.
Этапы решения:
1.Записать уравнение реакции, расставить коэффициенты.
2. Над и под формулами в уравнении записать данные по условию и по уравнению.
3.Находим количество получившегося вещества по избытку и недостатку.
4. Найти вещество, имеющееся в избытке, рассчитать его количество (массу, объем).
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА
Задача: Какому количеству вещества соответствует 1,2*10 23 атомов кислорода?
Дано: Решение:
N(O)
=
23
1,2*10 атомов
n(O) = ?
n=
;Na = 6*1023 1/моль
1 вариант: в каком количестве вещества содержится 1,8*10 23 атомов серебра?
2 вариант: в каком количестве вещества содержится 2,4*10 23 молекул воды?
Задача: Сколько молекул содержится в 0,3 моль воды?
Подсказка: N = Na*n
1 вариант: сколько молекул содержится в 0,5 моль поваренной соли?
2 вариант: сколько атомов содержится в 2 моль натрия?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2
МОЛЯРНАЯ МАССА
Задача: Чему равна масса 4 моль воды?
Подсказка: m = M*n; M(H2 O) = 1*2+16 = 18 г/моль
1 вариант: сколько граммов весит 2,5 моль серной кислоты H2 SO 4 ?
2 вариант: какова масса 5 моль углекислого газа CO 2 ?
Задача: Какое количество вещества оксида кальция CaO имеет массу 560 г?
Подсказка: n =
1 вариант: какое количество вещества сульфида алюминия Al2 S3 имеет массу 15 г?
2 вариант: какому количеству вещества соответствует 8 г гидроксида натрия NaOH?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЯРНАЯ МАССА.
n=
N=Na*n m=M*n n=
Задача. Сколько моль содержит 1,2*1023 атомов серы? Найти массу данных
атомов серы.
Вариант 1. рассчитайте количество вещества и массу 36*10 23 молекул оксида бария ВаО.
Вариант 2. рассчитайте количество вещества и массу 0,6 *10 23 молекул фосфорной
кислоты H3 PO4 .
Задача. Сколько моль и молекул содержится в 28,4 г оксида фосфора (V) P 2 O5 ?
Вариант 1. сколько моль и молекул содержится в 12,6 г азотной кислоты HNO 3 ?
Вариант 2. сколько моль и молекул содержится в 26,4 г сульфида железа FeS?
Задача. Найти массу 0,5 моль хлора. Сколько там содержится молекул?
Вариант 1. найти массу 0,1 моль водорода. Сколько содержится молекул в данном
количестве водорода?
Вариант 2. найти массу 0,3 моль кислорода. Сколько содержится молекул в данном
количестве кислорода?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №4
МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ
Задача. Какой объем (н.у.) займут а) 0,6 моль азота; б) 3 моль кислорода?
Подсказка: V=Vm*n ; Vm=22,4 л/моль
Вариант 1. какой объем (н.у.) займут 0,3 моль сероводорода?
Вариант 2. какой объем (н.у.) займут 5 моль хлороводорода
Задача. Сколько моль углекислого газа занимают объем 5,6 л (н.у.)?
Подсказка: n=
Вариант 1. сколько моль угарного газа занимают объем 89,6 л (н.у.)?
Вариант 2. сколько моль аммиака занимают объем 11,2 л (н.у.)?
РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №5
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА.
МОЛЯРНАЯ МАССА. МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ.
n=
N=Na*n m=M*n n=
V=Vm*n n=
Задача. Найти количества вещества и массу: а) 6,72 л (н.у.) кислорода; б) 4,48 л
(н.у.) хлора; в) 2,24 л (н.у.) водорода.
Задача. Найти количество вещества и объем (н.у.): а) 6 г водорода; б) 6,4 г
кислорода; в) 8,8 г углекислого газа.
Задача. Найти массу и объем (н.у.): а) 0,5 моль азота; б) 2 моль углекислого газа;
в) 0,3 моль кислорода.
Задача. Найти количество вещества, массу и объем (н.у.): а) 12*10 23 молекул фтора;
б) 3*1023 молекул азота; в) 1,8*1023 молекул хлора;